Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52»

Адрес456623, Российская Федерация, Челябинская область, Копейск, Славы, 21 б

Контакты администрации +7(35139)22-5-33 ds52@kopeysk-uo.ru

ФГОС

ФГОС дошкольного образования

         В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, 29 августа был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработка которого велась с 30 января 2013 года группой экспертов под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

ФГОС основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии маленького человека. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограничениями здоровья.

1.Понятийный аппарат . Что такое «Стандарт», «ФГОС»?

Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей;

Стандарт в образовании выступает гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Отмечается, что у многих вызывает недоумение сам термин «стандарт», когда заходит речь о детстве. Детство и стандарт - сочетание несочетаемого.

Но разработчики ФГОС  не говорят об унификации, обезличивании детей, они говорят  о выработке гарантий государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском обществе росли дети культуры достоинства, а не дети риска.

        

         В стране сложилось такое неправильное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы — к детскому саду. Малыши — к школе. Школьники — к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает. Должна сохраняться самоценность дошкольного  детства!

Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку.

И эту стратегия государственной политики  воплощается в стандарте, который должен стать понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

  Стандарт направлен на достижение следующих целей:

-повышение социального статуса дошкольного образования;

-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

-обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

2.Структура ФГОС  Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента, которые предусматривают требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить, что в  отличии от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3.Основные положения ФГОС 

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

Дошкольные организации  получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы на основе федерального стандарта. В качестве ориентира они смогут использовать образовательные программы, подготовленные опытными разработчиками и размещенные в федеральном реестре.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

 - социально‑коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

 - художественно‑эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

 

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

- игровая (все виды игр- сюжетно-ролевую),

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

-восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

-  изобразительная (рисования, лепки, аппликации),

-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях 

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

          Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

Разработчики программ утверждают, что новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

3.2.ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к условиям реализации Программы включают требования

-к психолого-педагогическим условиям,

- кадровым,

- материально-техническим 

-финансовым условиям реализации Программы,

-к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы[1] настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

          Никакой школяризации дошкольного образования не будет, — заверяют авторы ФГОС  — Все нужные знания дети получат в школе. Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта — защитить детство от ранней «взрослости». Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает.

         Но необходимо   учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Важно, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями. Не утратили свою удивительную особенность – особенность маленьких Почемучек

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопросов «почему?»
С.Я. Маршак

         В отличие от других стандартов стандарт для дошколят не предусматривает никаких промежуточных и итоговых аттестаций для оценки того, насколько ребята освоили образовательную программу. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.

            По словам Асмолова, в федеральном государственном стандарте дошкольного образования “нет ничего про ЕГЭ и контроль”, а также про тестирование на патриотизм, но прописаны задачи формирования уважительного отношения к семье и родине. Возможна и оценка динамики развития детей, в том числе и измерение личностных образовательных результатов, но только с согласия родителей. Результаты мониторинга должны быть использованы исключительно для оптимизации работы с детьми или для индивидуализации образования.

         По мнению разработчиков, индивидуальное развитие каждого ребенка и его социализация, а не подготовка к школе должны стать главным в дошкольном воспитании и основными критериями развития ребенка.

  1. Возможные проблемы

         Внедрение ФГОС имеет ряд потенциальных рисков. Так, Александр Асмолов отметил, что одним из основных рисков является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОСе прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Стандарт и  нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.

         Ключевая характеристика готовности к школе - это мотивационная готовность, что дает преемственность в формировании универсальных учебных действий. Не секрет, что современные дети  не хотят учиться! Чтобы решить эту проблему необходимо вводить новые методы обучения, например, проектирование. Но об этом поговорим чуть позже.

 Заключение

         Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские сады — безусловно, важные меры. Но когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка.

ФГОС создаёт  такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были и государство, и  семья, и педагоги.